УДК 622.647.2.05 (430)
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ СПОСОБСТВУЕТ ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ?
Дипл. инж. Ханс Лаухофф, , официальный присяжный эксперт по подъемно-транспортному оборудованию, в частности, по транспортным устройствам непрерывного действия, «Инженерное бюро Ханс Лаухофф», Беккум
Статья из журнала Gluckauf 142 (2006) Nr. ½(9 - 16)
Наиболее подходящим средством транспортировки рудного и нерудного минерального сырья являются ленточные конвейеры. В настоящее время они представляют собой наиболее экономичное решение при доставке возрастающих масс сыпучих грузов на малые и средние расстояния. Однако, несмотря на экономическую эффективность этого вида транспорта, существует настоятельная потребность в дальнейшем снижении затрат.
В работе [1] утверждается, что для выравнивания степени наполнения лотка ленты, необходимо регулировать скорость движения ленты в соответствии с подачей груза. Благодаря этому достигается снижение энергопотребления. Публикации [2,3] создают впечатление, что сокращение на 30 % энергопотребления возможно в том случае, если скорость конвейера регулируется по задающему параметру «номинальный грузопоток», т.е. при поддержании степени заполнения лотка ленты =1 (=100 %), конвейер работает в таком режиме также и тогда, когда подача груза на конвейер подвержена колебаниям. В этой связи в литературе [2,3] называются конвейеры длиной больше 1400 м. Кроме того, в резюме статьи [4] внушается мысль о более экономичном режиме работы ленточных конвейеров, если они оснащены приводами с переменной частотой вращения. В статье [4] можно найти указание на уменьшение расхода энергии на ускорение груза в месте загрузки конвейера при небольшой скорости ленты. В работах [2,3] в качестве обоснования этого положения назван стандарт DIN 22101 [5]. Публикации [1, 4] не дают никаких ссылок на источники этого высказывания.
На этом фоне фирма «Фойт Турбо», Крайльсхайм, Германия, поручила мне составить экспертное заключение, чтобы выяснить, возможно ли, в общем и целом, сократить энергопотребление ленточных конвейеров и обеспечить предполагаемый более экономичный режим эксплуатации в том случае, если задающим параметром для скорости ленты является коэффициент заполнения лотка ленты при =1.
Принципиальные методы расчета сопротивления движению конвейерной ленты
Потребление энергии длинными, горизонтально проложенными ленточными конвейерами в стационарном режиме работы определяется сопротивлением движению верхней и нижней ветвей, в том числе сопротивлением движению поддерживающих ленту роликоопор, а также сопротивлением прогибу транспортируемого груза и ленты при движении по роликоопорам. Энергия, требуемая для преодоления этих сопротивлений, определяется различными эксплуатационными и конструктивными параметрами. Для преодоления разности высот требуется сравнительно с остальными сопротивлениями значительно большее потребление энергии. Подъем грузов на более высокий уровень определяет в первую очередь требуемое количество потребляемой энергии, которое не подвержено воздействиям. Сопротивлениями движению называют все действующие на ленту в продольном направлении усилия, которые должны быть преодолены при работе конвейера.
Метод расчета по стандарту DIN 22101 – Обзор
Согласно DIN 22101 [5] сопротивления движению подразделяются на:
- главные сопротивления (),
- местные сопротивления (),
- сопротивления на подъеме (),
- дополнительные сопротивления ().
Главные сопротивления Рн
К главным сопротивлениям относят все действующие вдоль трассы конвейера обусловленные силами трения сопротивления за исключением местных сопротивлений. Главные сопротивления на отдельных участках трассы упрощенно с принятием линейной зависимости между сопротивлениями и перемещаемым грузом определяют раздельно для каждого участка по верхней и нижней ветвям ленты.
(1)
Сумма сопротивлений всех участков образует общее главное сопротивление:
(2)
Местные сопротивления
Местными являются сопротивления силам трения и инерции, которые проявляются в отдельных местах ленточного конвейера. К ним относятся:
- сопротивление в месте загрузки ;
- сопротивление трению между транспортируемым грузом и желобом ;
- сопротивление трению очистителя ленты ;
- сопротивление огибанию ленты на барабанах.
Местные сопротивления не зависят от длины ленточного конвейера и от постоянных параметров. Поэтому при большой длине конвейера по сравнению с распределенными по трассе сопротивлениями движению главными сопротивлениями, местные сопротивления не имеют существенного значения. При небольшой доле местных сопротивлений в суммарном сопротивлении допустимо приближенное определение. Совокупность местных сопротивлений учитывается коэффициентом С [5].
(3)
Ориентировочное значение коэффициента С при длине конвейера 1000 м: С < 1,09.
Дополнительными являются сопротивления, которые характерны не для всех ленточных конвейеров. К ним относятся, в частности, боковое сопротивление опорных роликов, сопротивление от трения бортов за пределами загрузочного устройства и сопротивления в устройстве для перегрузки материала на конвейерную линию.